11 Май 2022

«Для применения механизма на практике достаточно совершить два действия: зарегистрироваться в реестре добросовестных налогоплательщиков и включать в договоры с контрагентами условия налоговой оговорки»

Василий Ваюкин,
адвокат, управляющий партнер,
Tax & Legal Management

— 19 мая Вы выступаете на 16-м Налоговом конгрессе. Почему Вы выбрали для доклада тему внедрения механизма налоговой оговорки?

Стабильность экономических отношений может достигаться только правовыми способами. «Налоговая оговорка» как раз является одним из таковых.

Результаты проведенного нами опроса в телеграмм канале https://t.me/Law_Tax наглядно показали, что непонимание принципа работы данного инструмента приводит к его непринятию со стороны бизнес-сообщества.

Налоговая оговорка как специальное условие, включаемое в договор, позволяет распределить налоговые риски между участниками сделки и компенсировать суммы излишних налоговых платежей, произведенных вследствие претензий, предъявленных налоговым органом по взаимоотношениям с сомнительным контрагентом.

Применительно к сфере налоговых правоотношений налоговая оговорка — это возможность не допускать поощрения недобросовестных контрагентов и переложить на них негативные налоговые последствия.

Внедрение налоговой оговорки как обязательного условия договора приведет участников рынка на новый уровень договорных отношений, основанный на добросовестной конкуренции.

— Поясните, пожалуйста, как это можно применить на практике и какие риски остаются?

Для применения механизма на практике достаточно совершить два действия: зарегистрироваться в реестре добросовестных налогоплательщиков и включать в договоры с контрагентами условия налоговой оговорки.

Налоговая оговорка — это профилактическая мера, направленная на исключение споров о необоснованной налоговой выгоде. Для добросовестных и соблюдающих положения налоговой оговорки налогоплательщиков рисков при применении механизма нет, кроме одного: если условия сформулированы не верно, инструмент работать не будет.

Действенность инструмента подтверждена как применившими его представителями бизнеса, так и сложившейся судебной практикой, в связи с чем риски скорее у тех, кто не применяет данный инструмент.

— Значит, для применения механизма налоговой оговорки необходима регистрация в реестре добросовестных налогоплательщиков. Что это за реестр?

Механизм налоговой оговорки разработан Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков (РАДО). На сайте РАДО имеются сведения об участниках Ассоциации и открытых информационных источниках, содержащих данные об уровне налоговой дисциплины в части НДС, наличии трудовых и материальных ресурсов.

Специализированные информационные ресурсы администрируются РАДО при поддержке ФНС России.

Каждый добросовестный налогоплательщик может зарегистрироваться на сайте РАДО, став участником реестра определенной отрасли. Данный реестр постепенно пополняется все новыми компаниями. Вести бизнес добросовестно является нормой.

Хочется также отметить, что на днях Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», состоявшейся 3 февраля 2022 года, одним из которых является формирование рейтинга добросовестных налогоплательщиков с учетом уровня налоговой нагрузки в целях предоставления лидерам этого рейтинга налоговых преференций.

Кроме того, сейчас ожидаем важнейшие изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где будут закреплены бенчмарки налоговой нагрузки по отраслям. Указанные в Приказе бенчмарки будут учитываться, в том числе, в рамках 223-ФЗ и при коммерческих закупках, в ходе проставления баллов участникам закупки.

— До полной ликвидации института КГН остался год. Как Вы думаете, как это отразится на крупных налогоплательщиках? Готов ли бизнес к этому?

У крупных налогоплательщиков было достаточно времени подготовиться к ликвидации данного института, а именно с 2016 года было приостановлено создание новых групп и расширение ранее действующих.

Конечно, на каждом профильном совещании крупнейший бизнес не оставляет возможности заявить о необходимости продления данного института, поскольку есть огромное желание сохранить плюсы от его применения, а именно снижение общих налоговых отчислений, облегчение учета и подачи отчетности, а также меньший контроль со стороны фискальных органов.

Следует напомнить, что целью его введения было равномерное распределение налоговой базы по регионам РФ, чтобы налоги выплачивались не там, где расположен головной офис, а в тех регионах, где находится основное производство. На практике же все вышло иначе: за счет «схлопывания» прибылей и убытков участников субъекты РФ не получили запланированные доходы.

 

Обсудить эти и другие актуальные вопросы в налоговой сфере вы сможете лично на Налоговом конгрессе.
Зарегистрируйтесь, чтобы принять участие.

 

Будьте первыми!

Подпишитесь на нашу новостную ленту, и узнавайте первыми о новостях компании, мероприятиях и их участниках.