27 Сен 2021

Цифровизация стала одной из тенденций технического прогресса: без IT-технологий трудно представить работу многих сфер бизнеса. Но что они могут дать фармотрасли, которая в этом вопросе всегда отличалась некоторой консервативностью?

Цифровые технологии помогут легче отследить цепочку движения лекарств, что дает преимущества и аптекам, и производителям, и покупателям. Производители узнают, насколько хорошо реализуется их продукция, и будут уверены, что она действительно выбыла из оборота, и вторичные продажи исключены. Покупатели убедятся, что приобрели оригинал, и их лояльность как к бренду компании, так и к бренду аптеки повысится. Использование цифровых технологий позволит аптекам грамотно управлять товарными запасами, снизить риск и дефектуры, и избытка, закупая товар на основе анализа потребностей покупателей. Современные программы, анализируя большие массивы данных, позволяют автоматически их отслеживать и предоставляют информацию в режиме реального времени. Они полезны для анализа сезонного спроса, аптечного ассортимента в целом (что убыточно, а что прибыльно), покупательской способности потребителей и других параметров, способствующих реализации товара. Кроме того, IT-инструменты пригодятся аптекам и производителям при выводе на рынок нового препарата, т.к. дадут возможность узнать, хорошо ли он продается, и своевременно разработать более эффективные методы продвижения.

Современные IT-решения упорядочивают работу аптечных сетей: на основе данных можно выявить прибыльные и убыточные точки и принять меры по повышению их рентабельности. Также они автоматизируют внутренние процессы, беря на себя большую часть рутинных операций. Это позволяет освободить время для других задач, например, обучения персонала, и сэкономить часть средств, выделяемых на управленческие решения. Но данный вариант подойдет именно крупным сетям: для локальных игроков и одиночных аптек внедрение цифровых инструментов может быть затратным и ненужным мероприятием, если до этого они не испытывали трудностей в работе.

Нельзя забывать, что доверие покупателей к аптеке и получаемый ей доход сильно зависят от первостольников, к которым часто обращаются не только с просьбой отпустить товар, но и за советом, консультацией по ассортименту. Если провизоры и фармацевты будут освобождены от части рутинных операций, то они смогут уделить достаточно внимания каждому, это существенно улучшит качество обслуживания.

С помощью баз данных производитель и аптечная сеть могут вместе планировать поставки продукции. Сделать это можно, создав единый личный кабинет, где производитель увидит данные продажи и в соответствии с ними предложит каждой сети, с которой сотрудничает, план реализации продукции. Может оказаться, что препарат быстро продается, поэтому покупателям приходится заказывать его заранее. Своевременное отслеживание спроса позволит избежать дефицита и удовлетворит потребность покупателей, которые наверняка начнут лучше относиться к аптечной сети, ведь наличие нужного товара и его быстрое получение побуждает к повторным покупкам.

Можно ли считать, что в будущем работа аптек станет практически полностью автоматизированной? Несмотря на технический прогресс, подобный сценарий маловероятен, поскольку человеку все равно нужен человек, в фармотрасли это приобретает особую важность. Зато цифровые инструменты оптимизируют бизнес-процессы, от чего выигрывают и производители, и аптеки, и покупатели.

О том, какие технологии сейчас доступны и что они дают рынку, эксперты обсудят на XVII Аптечном саммите «Новая аптечная реальность в России и СНГ», который состоится 5 октября в Москве, в формате дискуссии «Цифровизация по-русски: до чего дошел прогресс и технологическое оснащение аптек».

Будьте первыми!

Подпишитесь на нашу новостную ленту, и узнавайте первыми о новостях компании, мероприятиях и их участниках.