8 Окт 2021

Как и для многих отраслей, пандемия стала для фармы настоящим испытанием: участникам рынка потребовалось в кратчайшие сроки не только адаптироваться к новым условиям работы и ограничительным мерам, но и обеспечивать непрерывное производство и поставки препаратов. При этом выпуск некоторых видов лекарств пришлось увеличить в разы из-за повышенного спроса.

Компаниям потребовалось по-новому налаживать коммуникацию с медицинским сообществом. Так, традиционные визиты медпредставителей практически полностью сменились удаленными. В других областях работы дистанционная коммуникация также уступила место привычному взаимодействию. С одной стороны, переход в онлайн потребовал много ресурсов и пересмотра компетенций сотрудников, с другой — он оптимизировал многие рабочие процессы, ускорив переход к цифровизации.

COVID-19 обострил имеющиеся проблемы, например, зависимость от импортных субстанций — из-за закрытия границ возникли сложности с их закупками, цены при этом выросли. Однако борьба с коронавирусной инфекцией позволила оперативно принять ряд новелл в законодательстве. Рассмотрим некоторые из них.

В апреле прошлого года были утверждены правила обращения лекарств для применения в условиях ЧС и профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Один из пунктов — ускоренная (20 рабочих дней) регистрация препаратов против COVID-19. Документов для нее требуется меньше, а вместо развернутого отчета о клинических исследованиях достаточно краткого, где будут описаны результаты эффективности и безопасности лекарства. Недавно Минздрав предложил продлить до 1 января 2023 года действие всех регистрационных удостоверений, выданных по упрощенной схеме.

С началом пандемии то один, то другой препарат объявлялся эффективным против коронавируса, что вызывало ажиотажный спрос на него, дефицит и колебания цен. Не все из этих лекарств входят в список ЖНВЛП, поэтому в марте 2020 года был принят Федеральный закон от 26.03.2020 № 67-ФЗ, где указано, что государство может регулировать цены на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП. Список таких препаратов утверждается правительством. Данные меры применяются при ЧС и/или угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Другой случай — выявление роста розничных цен на 30% и более в результате 30-дневного мониторинга.

Еще одна хорошая инициатива — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины вакцин, СИЗ, дезинфицирующих средств, лабораторных реагентов и некоторых веществ для производства препаратов.

Получил развитие электронный документооборот, чей официальный статус был юридически закреплен в феврале этого года. Это позволило ускорить большинство процедур.

Была легализована дистанционная торговля безрецептурными препаратами. Благодаря этому лекарства смогли получить те, у кого не было возможности прийти за ними в аптеку. У покупателей появилась возможность заказать товары там, где удобно — на сайте аптечной сети, фармдистрибьютора или маркетплейса. COVID-19 сильно повлиял на потребительские предпочтения: у людей возрос интерес к витаминам, БАДам и иммуномодуляторам, они хотят, чтобы покупка была у них в кратчайшие сроки, а экономическая нестабильность побуждает их искать наиболее выгодные предложения. Сделать это проще всего в Сети. Однако аптечным сетям не стоит тратить ресурсы на свое развитие исключительно в онлайне, поскольку каменные аптеки тоже не теряют актуальности, и в них тоже необходимо проводить рекламные акции и программы по привлечению покупателей.

Пандемия продолжается и нельзя однозначно сказать, как еще изменится фармрынок, но ясно одно: как раньше уже не будет. Как найти в кризисное время новые возможности и минимизировать риски? На эти и другие вопросы будут искать ответ эксперты на сессии «Предварительные итоги: последствия пандемии COVID-19 и их влияния на российский рынок» в рамках XIII Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?», которая пройдет 15 октября в Москве.

Будьте первыми!

Подпишитесь на нашу новостную ленту, и узнавайте первыми о новостях компании, мероприятиях и их участниках.