23 Сен 2021

Прошлый год для фармотрасли выдался сложным. Причин этому несколько: пандемия, вызвавшая проблемы сразу во многих областях — от доступности препаратов до организации работы фармкомпаний — введение обязательной маркировки, отмена ЕНВД, а также снижение покупательской способности населения.

Все это не лучшим образом отразилось и на аптеках: в одной только Москве в прошлом году из более 4600 аптек свою работу остановили 185 учреждений, причем большинство — одиночные. Из-за чего единичные аптеки вынуждены закрываться? Какие меры помогут им выстоять?

Первая причина закрытия — падение доходов и, как следствие, убыточность. Ажиотажный спрос на лекарства, начавшийся в марте-апреле прошлого года, не пошел дальше и в большинстве случаев распространялся на отдельные позиции — антибиотики, противовирусные, иммуномодуляторы, глюкокортикостероиды, антикоагулянты и некоторые препараты для лечения хронических заболеваний. Ситуация была двоякой: с одной стороны, они приносили хороший доход, но из-за дефицита и перебоев в поставках возникала дефектура, что сказывалось на прибыли. Маленькие аптеки ощутили это особенно остро.

Вторая причина — отмена льготного налогового режима ЕНВД, помогающего одиночным аптекам сохранять рентабельность. Переход на основную или упрощенную систему налогообложения требует вложений и ресурсов: электронного документооборота и отчетности, необходимого ПО, которое следует приобрести и установить самостоятельно, а также наличия в штате бухгалтера. Для одиночных аптек, где коллектив зачастую насчитывает несколько человек, это может оказаться сложным и затратным.

Внесли свою лепту и ограничительные меры. Хотя аптеки относились к учреждениям, не прекращающим работу, некоторые из них были вынуждены временно закрыться, например, расположенные в торговых центрах. Из-за этого пострадали и точки крупных сетей, что уж говорить об одиночках!

Пандемия ускорила переход потребителя в онлайн, где свою нишу заняли маркетплейсы, федеральные сети и дистрибьюторы. Одиночные игроки снова оказались в невыгодном положении, однако с сентября у них есть возможность продавать лекарства дистанционно, т.к. теперь для этого не нужно иметь 10 точек, а также предлагать продукцию с помощью сайтов-агрегаторов. Но это повлечет за собой дополнительные расходы, к которым не все готовы, да и в маленьких городах покупателю зачастую проще прийти за препаратами лично. Как данное новшество отразится на работе маленьких аптек, покажет время.

Несмотря на все сложности работы, у одиночных аптек есть неоспоримые преимущества. Зачастую именно они становятся монополистами в отдаленных населенных пунктах и просто маленьких городах. За годы они сумели завоевать доверие покупателей, а первостольники хорошо знают потребности и даже считают нужным что-то порекомендовать. При этом в отдаленные населенные пункты крупные сети не спешат, поскольку возрастает стоимость логистики, а прибыль может быть значительно ниже, чем в больших городах. Кроме того, население в таких местах отличается консервативностью, поэтому для того, чтобы они стали потенциальными покупателями, мало хороших скидок.

Исчезнут ли одиночные аптеки? Вряд ли это случится в ближайшее время, однако им уже сейчас необходимо искать преимущества, чтобы удержаться на плаву, например, ввести в ассортимент товары, которых нет у конкурентов, открыть дополнительные, пусть и небольшие отделы (ортопедия, косметика, медизделия) или найти выгодное месторасположение, если это еще не сделано.

Но также необходимы меры поддержки со стороны государства, ведь закрытие маленьких аптек и отсутствие альтернативы может повлечь за собой дефицит лекарств, что негативно отразится на здоровье населения.

Данная ситуация беспокоит участников рынка. Своими предложениями о помощи одиночным аптекам и развитии малого бизнеса они поделятся в ходе блиц-интервью на XVII Аптечном саммите «Новая аптечная реальность в России и СНГ» в рамках сессии «Бункер на случай апокалипсиса: будет трясти региональный рынок?». Мероприятие пройдет в Москве 5 октября.

Регистрация на саммит открыта!

Будьте первыми!

Подпишитесь на нашу новостную ленту, и узнавайте первыми о новостях компании, мероприятиях и их участниках.